24 мая 2019 года в г.Нур-Султан прошла конференция на тему «Актуальные вопросы лекарственного обеспечения» при организационной поддержке ОЮЛ «Евразийская медицинская ассоциация». Конференция была посвящена практическим аспектам системы лекарственного обеспечения, регуляторной деятельности, взаимодействия заинтересованных сторон: государства, бизнеса и населения. Мероприятие привлекло широкие слои медицинской и фармацевтической общественности к активному обсуждению ключевых вопросов системы лекарственного обеспечения.
Учитывая важность вовлечения студентов-выпускников в образовательную и трудовую деятельность в рамках Года молодежи, мероприятие посетили также студенты АО «Медицинский университет Астана».
Приветственное слово произнесли Президент Евразийской медицинской ассоциации Ясылов Ермек Амангазынович, Председатель Комитета контроля безопасности и качества товаров и услуг Министерства здравоохранения РК Бюрабекова Людмила Витальевна, председатель правления ТОО «СК-Фармация» Берик Шарип, руководитель управления химической и фармацевтической промышленности КИРПБ МИИР РК Дюсамбаев Канагат Аблакасович.
В своем выступлении Председатель Общественного совета Министерства здравоохранения и Вице-Президент Евразийской медицинской ассоциации Петухова Надежда Михайловна озвучила вопросы этики в области здравоохранения и их влияние на систему лекарственного обеспечения.
В частности, спикер раскрыла практикуемые виды неэтического продвижения продукции, такие как прием врачами подарков от фармацевтических компаний, образцов продукции «для самостоятельного тестирования», и даже денежных средств. Отмечены случаи направления пациентов в определенные аптеки с целью получения вознаграждения или скидок за проданные лекарства. На высоком уровне фармкомпании и пациентские организации лоббируют включение в клинические протоколы определенных препаратов.
Петухова Н.М. также предложила ряд мер, направленных на урегулирование этического продвижения, а именно: создание структурного подразделения по вопросам рационального использования лекарств при регуляторном органе, принятие законодательных норм и применение мер ответственности с отслеживанием их полного соблюдения., роведение обучающих мероприятий среди студентов и выпускников медицинских и других ВУЗов, обеспечение доступа врачей, фармацевтов и общественности к объективной терапевтической информации, проведение непрерывного мониторинга продвижения лекарств.
В свою очередь, Председатель республиканского общественного объединения «Общество врачей-гематологов» Пивоварова Ирина Алексеевна сформулировала 10 ключевых мер по оптимизации процессов принятия решений в области лекарственной политики:
1. С точки зрения спикера, перечни Казахстанского национального формуляра и электронных систем здравоохранения должны изменяться в режиме реального времени, гибко реагируя на актуальный контекст.
2. Необходимо утверждение приказом Министерства четкого регламента электронных систем здравоохранения.
3. По мнению Пивоваровой И.А., необходимо перевести амбулаторное лекарственное обеспечение на категории пациентов, оставив возмещение республиканским бюджетом препаратов для уязвимых слоев (инвалиды, неплатежеспособные и пр), а не по группам нозологий.
4. В списки лекарственного обеспечения включать только препараты, включенные в клинические протоколы, при этом не нужно дублировать анализ доказательности, так как он уже был проведен на этапе протокола.
5. Фармакоэкономический анализ сделать составляющим клинико-экономического анализа и включить в методологию планирования, проводить на этапе протокола, а не на этапе включения препаратов в списки.
6. Пересмотреть приказ по формулярной системе, привести в соответствие с международными практиками, формуляры составлять в организации, утверждать формулярной комиссией.
7. Определить статус орфанных препаратов и пополнять этот список в режиме реального времени после утверждения клинических протоколов.
8. Позволить государственным клиникам шире приобретать лекарственные средства самостоятельно при условии соблюдения регламента.
9. Формулярная комиссия должна быть единой системой в стране, без дублирования в различных совещательных органах, работа ее должна быть прозрачной, на цифровой платформе с ознакомлением общественности проектов решений во избежание текущих ошибок.
10. Рассмотреть возможность удешевления отечественных препаратов через дотации, сделав их конкурентными по ценам с генериками неотечественного производства.
Широко были раскрыты насущные проблемы лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне. Главный внештатный специалист по ПМСП г. Нур-Султан, главный врач ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №5» Табулдина Алтыншаш Жумашевна отметила ряд позитивных моментов, связанных с передачей в 2018 г. в г. Нур-Султан амбулаторного обеспечения лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными лечебными продуктами в поликлиники. Так, заметно улучшилась доступность лекарств для пациентов; при отсутствии препарата в аптеке, врач имеет возможность «здесь и сейчас» заменить на имеющийся препарат аналогичного действия, что улучшает непрерывность приема лекарственного препарата и повышает эффективность лечения; теперь при необходимости врач может быстро обеспечить замену формы выпуска препарата.
Вместе с тем, спикер отметила и ряд проблемных вопросов. Так, отсутствует интеграция между информационными системами Лекарственного обеспечения и Диспансерных больных, в связи с чем врачи не могут качественно контролировать количество выписанных лекарственных средств диспансерным больным.
Также, при выписывании рецептов в ИСЛО врачу приходиться выбирать конкретную серию, но при получении пациентом препарата в аптеке, данная серия может быть уже выдана другому пациенту и рецепт обеспечить невозможно. Это приводит к необходимости переписывать рецепт. Возможным решением послужило бы закрепление функции выбора серии и СКП непосредственно за фармацевтом.
Наряду с этим, имеют место ситуации, когда поставщик привозит лекарственные препараты и медицинские изделия с коротким сроком годности. Например, тест-полоски для определения глюкозы, имеющие срок годности июнь 2019 года с остаточным сроком годности 12,5% при норме 70%. При отказе приема товара, он до полутора месяцев может «висеть» в программе, что затрудняет процесс обеспечения пациентов. Целесообразным представляется отразить в Договоре оказания услуг с Поставщиком обязательность заблаговременного согласования количества и сроков поставки продукции с коротким сроком годности.
Кроме того, законодательством не предусмотрено возмещение затрат за фармацевтические услуги, оказываемые поликлиникой, в связи с чем, фонд заработной платы фармацевта и провизора формируется и оплачивается за счет средств подушевого норматива. Это усложняет передачу данной услуги в аутсорсинг. Медицинские организации, не имеющие условий, передают эти функции, например по наркотическим препаратам, в крупные поликлиники, и при этом данные услуги не оплачиваются. Логично было бы предусмотреть возможность возмещения затрат на фармацевтические услуги из средств ФСМС.
Наконец, с точки зрения лекарственного обеспечения на уровне стационаров, в своем выступлении заместитель директора по лечебно-профилактической работе ТОО «Железнодорожная больница» Цечоева Татьяна Александровна также озвучила ряд проблемных вопросов. Так, по стационару закуп через ТОО «СК-Фармация» составляет лишь 15-19% от общей заявки; оставшийся объем закупается самостоятельно. Столь низкая доля закупа обусловлена отсутствием в перечне закупа Единого Дистрибьютера многих позиций медикаментов, дезсредств, медицинских изделий, реагентов.
Кроме того, в поставках Единого дистрибьютора существует ряд логистических проблем, связанных с поздними поставками медикаментов, графиком поставок и проведением повторных тендеров. В 2019 году из 1057 позиций перечня СК-Фармация не разыграно 98 позиций, что составляет 9,3%. Не разыграны достаточно важные позиции, такие препараты, как тиопентал, пропофол, випромид, гепарин, платифиллин и другие. Все это существенно осложняет бесперебойное лекарственное обеспечение больных.
Также Цечоева Т.А. отметила отсутствие в Приказе «Об утверждении предельных цен на ЛС и ИМН в рамках ГОБМП» предельных цен на 29 наименований лекарственных средств, таких как азитромицин во флаконах, добутамин, налоксон, норэпинефрин, платифиллин, трамадол. Основная часть этих препаратов используется в отделении реанимации и интенсивной терапии, при проведении оперативных вмешательств. Отсутствие этих препаратов затрудняет нормальное проведение операций и работу анестезиологической службы.
Наконец, если раньше определенные дорогостоящие препараты (октагам, актилизе) стационары получали по в рамках программ республиканского или местного бюджетов, то теперь закуп осуществляется больницами самостоятельно. Так, стоимость октагама составляет 200-250 тыс.тг., и лечение одного больного с миастеническим кризом, Гийенна-Барре затрачивается на купирование криза до 10 флаконов общей стоимостью около 3 млн. тенге. Ввиду отсутствия возмещения данного препарата по фактическим затратам, лечение таких больных ложится полностью на плечи больницы.
В целом, на конференции были подняты самые важные вопросы лекарственного обеспечения на всех уровнях. Благодаря этому, произошедший обмен мнений позволяет надеяться на прогресс в разрешении проблемных вопросов во благо пациентов.