В марте-апреле текущего года на наших глазах на фармрынке ЕАЭС сложилась неравноправная и противоречивая ситуация, напрямую затрагивающая интересы казахстанского фармбизнеса.
Как известно, 30 октября 2015 года решением Совета глав правительств СНГ «О состоянии конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств – участников СНГ» (Душанбе), был одобрен доклад, описывающий преференции, применяемые к локальным производителям. Эти преференции на том или ином уровне продолжают свое существование и в настоящее время. В качестве одной из задач, для повышения конкурентоспособности странам СНГ предложено разработать правила производства и контроля качества лекарственных средств на основе международных правил GMP, утвердить их в качестве обязательных для применения на территории стран и запретить обращение лекарственных препаратов и субстанций, которые произведены не в соответствии с правилами GMP. Данная задача будет выполнена в рамках единых актов ЕАЭС.
В реализацию данных преференций, на производственных объектах внедряются дорогостоящие стандарты и информационные технологии, которые на некоторое время (до масштабного выхода на экспорт в другие страны) будут снижать конкурентоспособность локальных продуктов.
Следует также напомнить, что создание единого фармрынка ЕАЭС основано на следующих принципах:
— укрепление экономики государств – членов Союза;
— обеспечение устойчивого экономического развития, всесторонняя модернизация и усиление конкурентоспособности национальных экономик в контексте глобальной экономики;
— развитие экспортного потенциала продуктов, произведенных на территории ЕАЭС;
— взаимовыгодное и равноправное сотрудничество.
Однако, в конце марта текущего года ситуация с сохранением преференций для локальных производителей лекарств накалилась. Как известно, Министерством здравоохранения РК был разработан проект поправок в постановление правительства РК №1729. Поправки предусматривают исключение поддержки локальных товаропроизводителей в тендерах.
Примечательно, что данный вопрос не является исключительной зоной ответственности Министерства здравоохранения, и не все структуры однозначно поддерживают данную позицию. Так, на прошедшем совещании в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития вопрос бурно обсуждался: локальные товаропроизводители требуют сохранить преференции. МИИР и НПП РК «Атамекен», как главный представитель интересов казахстанского бизнеса, совместно с отраслевыми ассоциациями проводит работу по защите интересов фармацевтической промышленности.
Основанием для отмены преференций стало требование ЕЭК о предоставлении равного доступа к государственным закупкам для потенциальных участников от стран-участниц. Стоит отметить, что это требование продиктовано обращением Российской Федерации. При этом, бизнес-сообщество Казахстана так и не увидело результатов детального анализа рынков с выявлением системных барьеров для развития взаимной торговли.
Описанный прецедент создает сомнительную практику, когда изменений, влияющих на развитие целой отрасли одной страны, возможно добиться на основе единичной инициативы другой страны, без детальной оценки целесообразности, последствий регуляторного воздействия и детального обоснования.
По сути, мы наблюдаем взаимное вытеснение с рынков ЕАЭС локальных предприятий и товаров и замедление темпа роста экономики одного государства-члена другим членом ЕАЭС.
На наш взгляд, целью локальных производителей государств-членов Союза должно стать взаимное усиление внутреннего рынка и развитие экспорта на территории других стран. Эти усилия прежде всего должны акцентироваться на обеспечении высокого качества продукции и регулирования.
Многократная разница в объемах рынков государств-членов ЕАЭС ставит локальных производителей в неравные конкурентные условия по стоимости. Например, объем рынка РФ в несколько раз превышает объем рынка РК, и попытки исключения существующих преференциальных режимов приведут к глубокому кризису на казахстанских предприятиях, которые еще не окрепли и только наращивают экспортный потенциал. Тем самым, будет нанесен ущерб фармацевтической отрасли и национальной экономике РК.
Кроме того, исключение всех существующих национальных интересов не должно поддерживать одностороннюю выгоду отдельного государства-члена ЕАЭС. Для этого необходимо исключение всех имеющихся барьеров и преференций, «скрытых» в других процедурах системы лекарственного обеспечения населения в каждой стране, таких как отбор, допуск на рынок и контроль безопасности и качества продукции, субсидирование или предоставление инвестиционных преференций и т.д.
Принимая во внимание необходимость взаимного укрепления экономик стран ЕАЭС, нужны решения, основанные на тщательном анализе состояния рынка. Это предусматривает поэтапное введение новых условий, акцентируя внимание на сохранении и развитии промышленных объектов, поддержании высокого качества выпускаемой продукции и обмене опытом в выполнении такой задачи.
В завершение, давайте вместе зададимся вопросом – допустимо ли отдавать приоритет требованиям и интересам ЕАЭС, его отдельных членов, либо иных заинтересованных сил, перед интересами национальной экономики и отечественного бизнеса?
Источник: https://pharm.reviews